Воспоминания Татьяны Васильевны Пенской
Если я скажу, что Муромский Спасо-Преображенский монастырь имеет нынешний свой вид благодаря батюшке Кириллу, найдутся оппоненты, которые возразят, что не под силу одному человеку такую гигантскую работу проделать! Наверное, именно с такими мыслями стоял молодой иеромонах Кирилл во дворе Спасо-Преображенской обители после выезда из нее воинской части связистов летом 1995 года… Кругом разруха, облупившиеся стены, казармы, плац, стекляшка-столовая у входа… Не опустить руки, а взяться за дело, не смотря на гигантские масштабы предстоящего, под силу не каждому… Мне посчастливилось не только лично знать батюшку Кирилла, но и быть очевидцем его большого созидательного труда.
Мы познакомились в 1997 году. О личности батюшки в городе говорили разное. Меня просто заинтриговал и. Кирилл после одной встречи на улице Ленина. Представьте, у сфетофора верхом на коне сидит священник в рясе, на коне- малиновая бархатная попона, за ухом у коня- цветок, а священник разговаривает по радиотелефону-трубке! Вид тот ещё! На следующий день я была в Спасо-Преображенском монастыре и разговаривала с батюшкой Кириллом. Впечатлил он меня яркостью образа: лицо с большими черными и удивительно живыми глазами обрамляли вьющиеся волосы и борода; простая ряса, больше походящая на робу, стоптанные пыльные ботинки… В общении открылся интересный, начитанный собеседник, энергичный и предприимчивый менеджер (да-да, это меня удивило еще при первой нашей встрече!)… Вместе с батюшкой прошли по территории, где еще царила разруха, но уже начали строиться дом настоятеля и главный храм, батюшка поделился планами и мечтами… Уже тогда при монастыре работала пекарня… На территории лежали кучи строительного мусора и горы стройматериалов- кирпича, досок, листов железа… Ухоженностью выделялся монастырский огород, на котором, кстати, батюшка запросто упражнялся с мотыгой… Но и. Кирилла, наряду со строительными заботами, волновало возрождение духовности: возродить поруганную веру в людях – это вам не новые стены возвести,- говорил и. Кирилл. И он был одним из первых и долгое время непревзойденных пропагандистов православных ценностей и веры, освоивших телевидение как трибуну для душевного разговора с народом.
Для журналистов батюшка был и интересным собеседником, и неиссякаемым источником информации, и грамотным экспертом. А главное- он был доступным и открытым! Он не отгораживался саном, религиозными условностями, всегда был открыт для общения и готов для разговора.
На Муромском телевидении когда-то выходила молодежная передача «Недетские вопросы взрослому», для разговора пригласили и.Кирилла и сами удивились, какого интересного героя заполучили! Он рассказал молодежи, как служил в армии, как работал в столичной газете «Комсомольская правда», как пришел к вере, какое это непростое дело- служение… В нем, как собеседнике, были и юмор, и начитанность, и открытость, и значительность… Разговоры с ним всегда были интересными, несли какую-то новую информацию…
Как-то при встрече мы заговорили с и.Кириллом о разных позициях по отношению к потенциальной пастве неорелигиозных пасторов и православных священников: в то время, когда пасторы завлекают к себе молодежь музыкой, деньгами и проповедями об очень насущных и желанных ценностях, православные батюшки, на мой взгляд, наоборот, увеличивают дистанцию непонятным церковнославянским языком своих служб, строгостью и патриархальностью … Батюшка спокойно принял мои слова. После некоторого молчания сказал, что у каждого из нас- своя дорога к храму, и каждый эту дорогу должен сам найти и пройти; что храмов на Муромской земле много, а вот местных прихожан в них -мало… Батюшка с удовольствием принимал участие в телепередаче «Диалог с Татьяной Пенской» и как глубокий собеседник, всегда торил людям дорогу к храму, давая почву для мысли верующим и неверующим.
Игумен Кирилл всегда был для журналистов неиссякаемым источником информации: сам позвонит, расскажет, пригласит и покажет: «Сегодня икону привезли Ксении Петербуржской! … Завтра- мощевик с Афонского монастыря! Послезавтра- крестный ход по случаю…»
В пост мы приходили с камерой на монастырскую кухню, чтобы рассказать и показать, как и из чего готовятся здесь постные блюда. А батюшка наставлял: пост-это вам не диета! Это- телесное воздержание ради духовного совершенствования.
Сидеть сложа руки- это вообще не про и. Кирилла! Любой нынешний пиарщик поаплодирует стоя деятельности батюшки Кирилла по возрождению православных традиций и веры в людях! Сколько крестных ходов было организовано батюшкой в Муроме за его бытность настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, столько за десятилетие со дня его ухода и не было! Его проповеди- это окрыление душ пришедших послушать!
Игумен Кирилл ввел традицию приглашать 31 декабря руководителей города, городских предприятий на службу в монастырь, чтобы на службе вознести благодарение Господу за благополучно прожитый год! Это был радушный приём и высокий духовный настрой!
Батюшка Кирилл ввел традицию Рождественских праздников в монастыре (первые прошли в Спасо-Преображенском, а теперь это- добрая традиция во всех монастырях и церквях Мурома) с установкой и украшением елки, вертепа с живой ослицей… Праздничные службы на Рождество и Пасху собирали в Спасо-Преображенском монастыре огромное количество молодежи и пожилых людей! Фейерверк, возможно, больше светское проявление праздника, но до него были обязательно служба, проповедь, крестный ход, которые вселяли искру Божью и в молодежь, и в бывших партийцев… А Крещенский крестный ход и купание в Окской купели?! И.Кирилл продумывал сценарий действа, шел к властям за помощью в охране порядка и безопасности, сам возглавлял и крестный ход, и купание в купели!..
Своим примером батюшка Кирилл демонстрировал любовь к ближнему: бездомным давал приют при монастыре, хотя и хлопот они ему доставляли! Какие именно проблемы это были, я узнала, когда захотела рассказать на телевидении об организованном батюшкой при монастыре приюте для бомжей. Христом Богом попросил не рассказывать: личности прибивались разные, но как церковный человек, отказать не мог, хотя из-за драк, которые иногда те устраивали были проблемы с милицией; а когда наступала весна «бомжи» уходили из монастыря, прихватив постельное белье и одежду… Батюшка говаривал, что не ропщет, просит сил у Господа…
Живой уголок в Спасо-Преображенском монастыре полюбился, что называется, и старым и малым! Сегодня каждый день в этом уголке прогуливаются родители с детками- и муромцы, и гости города… Живой уголок- это ведь тоже детище и.Кирилла! Он очень любил своего коня, кота, который восседал в любимом кресле игумена, уток-мандаринок…!
… Как человек, занятый стройками, поездками, поиском денежных средств, оформлением тьмы документов, успевал думать о живом уголке, о пекарне, об источнике на территории монастыря, о православной лавке для прихожан и гостей города, о гостинице для паломников, о строительстве детской православной гимназии? Как он успевал держать все это в поле зрения и продолжать служить церковную службу, разговаривать с прихожанами, организовывать мероприятия, которые прославят благословенную Муромскую землю, прославят Муромских святых, привлекут людей с городов и весей на нашу древнюю землю…
… Не один батюшка Кирилл возрождал прекрасный вид нынешней Спасо-Преображенской обители в Муроме. Но архимандрит Кирилл, благодаря Божьей искре в душе, зажег такую же искру во многих людях, которые пришли в монастырь со своими возможностями и восстановили разрушенные стены, а архимандрит Кирилл Божьим словом вдохнул жизнь в его древние стены, озарил и согрел искрой божьей много-много душ…