Skip to content

Архимандрит Кирилл (Епифанов)

Сайт посвящен памяти и наследию игумена Муромского Спасо-Преображенского монастыря Кирилла (Епифанова)

Menu
  • Биография
  • Проповеди
    • Услышим Святаго Евангелия
    • ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНО
    • Постом и молитвою
  • Воспоминания
    • ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА
    • Интервью игумена Кирилла 2010 г.
    • КАК ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ ДРЕВНЕЙШИЙ МОНАСТЫРЬ
    • «Муромский мечтатель»
    • ШАГИ В БУДУЩЕЕ. ЭРА МИЛОСЕРДИЯ И СОЗИДАНИЯ
    • ЛЮБЛЮ, БЛАГОДАРЮ, ПОМНЮ…
    • В начале было СЛОВО…
    • Самые лучшие цветы монастыря — дети
    • Он отдавал всего себя без остатка…
    • К нему всегда можно было обратиться за помощью
    • Две встречи с батюшкой Кириллом
    • ЖИВУТ ВО МНЕ ВОСПОМИНАНИЯ, ЖИВУТ ВО СНЕ И НАЯВУ…
    • Это был дар свыше
    • Яркий след в истории
    • «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»
    • «Я самый простой, обыкновенный человек, но я служу Богу!»
    • ПАМЯТЬ ОБ ОТЦЕ КИРИЛЛЕ БУДЕТ ЖИТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ…
    • Некролог
  • ФОТО
Menu

КАК ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ ДРЕВНЕЙШИЙ МОНАСТЫРЬ

Воспоминания С.Н. Рябухина, члена Совета Федерации от Ульяновской области, аудитора Счетной палаты Российской Федерации с 2001 по 2013 гг., доктора экономических наук

Раньше люди мало знали, но много понимали.

Потом люди стали больше знать и меньше понимать.

Теперь люди очень много знают и совсем ничего не понимают!

                               Св. старец Иоанн Крестьянкин

В эпоху слов нам не хватает дел.

                                  Е.Водолазкин

  В первой половине 2003 года очередное заседание Ассоциации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации проходило в древнем стольном граде Владимире. Благодаря энтузиазму и необыкновенной личной притягательности лидеров этой всероссийской организации Сергея Степашина (тогда Председатель Счетной палаты Российской Федерации) и Николая Столярова (ответственного секретаря АКСОРа), в неё вошли контролёры всех регионов.  С большим удовольствием и пользой для дела они раз в полгода собирались всем составом в одном из областных центров. Первая часть собрания носила, как правило, научно-практический характер, где обсуждались и принимались единые стандарты, правила и классификаторы нарушений или наоборот – примеры эффективности расходов бюджетных средств и государственных ресурсов. Вторая часть посвящалась погружению участников в этно-культурную, историческую и духовную атмосферу того уголка России, где происходило мероприятие.

Такой организационный подход способствовал не только профессиональному росту главных областных и муниципальных контролеров, он объединял их еще и нравственно.

Именно поэтому руководитель Счетной палаты Владимирской области Чечеткин В.Д. и его боевой заместитель Тулякова И.В., показав удивительные места древнего Владимиро-Суздальского княжества, решили ещё привезти в древний Муром, что в 160 км от Владимира на берегу Оки.

В советский период он был закрытым городом по причине большого количества предприятий оборонного комплекса. Поэтому, былинный город с целым созвездием замечательных православных святых  земли русской, долгое время оставался «в тени».

Среди памятников Муромской старины больше всего произвёл впечатление на гостей мужской  Спасо-Преображенский монастырь, основанный святым Глебом в начале второго тысячелетия. Кстати,  и последние дни земной жизни его были связаны с этим городом, именно по дороге из Мурома в Киев, Глеб принял смерть.

Игуменом монастыря в то время был отец Кирилл (Евгений Епифанов). Коренной москвич с Большой Якиманки, отслужив в армии (после педагогического училища) в 1984 году в Заполярье в печенегской бригаде, поступил в Московский юридический институт, учёбу в котором окончил в 1990 году. Пять лет литературный сотрудник «Известий», сельский корреспондент. В 1985 году выехал из Москвы в деревню Рязанской области поднимать сельское хозяйство – работал заведующим молочно-товарной фермы. 4.11.1990г. принял иноческий постриг от архимандрита Авеля (Македонского). Ещё в 14-летнем возрасте, после 8-го класса, находясь волонтером в Псково-Печерском монастыре, он встретился с великим молитвенником – старцем Иоанном (Крестьянкиным). Старец приметил мальчика и дал согласие стать его духовником.

Евгений Епифанов – игумен Кирилл до последних дней жизни старца получал мудрые наставления, подсказки и советы.

К сожалению, 15 марта 2011 года после автомобильной катастрофы, архимандрита Кирилла с нами не стало.

Можно представить себе какое глубокое эмоциональное впечатление произвел рассказ игумена о тысячелетней истории монастыря на участников конференции. Было принято решение взять шефство над восстановлением.

Вскоре в кабинете Председателя Счетной палаты РФ – С.В.Степашина появилась солидная депутация в составе Н.С.Столярова, И.В.Туляковой, В.А.Качевана – мэра г.Мурома и игумена Кирилла.

Они принесли обращение – создать Попечительский совет.

Поскольку из всех членов коллегии Счетной палаты опыт работы в строительстве был только у меня, Степашин обратился ко мне с этим предложением.  Мой отказ был предсказуем. Ведь это не просто строительство, а восстановление и реставрация, да ещё без бюджетного финансирования.

Степашин отказ не принял. Предложил вернуться к этому вопросу после летнего отпуска, выехать в сентябре 2003 года на место, разобраться, оценить ситуацию и доложить.

Осенью того же года, настроив после отпуска инспекторский состав своего аудиторского направления на аналитическую и экспертную оценку, только что внесенного Правительством РФ, проекта бюджета на 2004 год, я запланировал в ближайшие выходные выехать на автомобиле со своим помощником А.Н.Усановым в г.Муром на территорию монастыря. Дорога не близкая, — до Владимира – 180 км и от Владимира до Мурома – 160 км.

Первое искушение и препятствие со стороны «лукавого» испытал тут же.  В ночь с пятницы на субботу перед поездкой неожиданно прибыл из Ульяновска посланец – В.П.Антипов с большим перечнем наказов и предложений. Отказать во встрече – не возможно, это было бы воспринято как неуважение к землякам, к малой Родине, которой посвятил четверть века своей жизни. Ночевать перед отъездом я собирался на государственной даче в Жуковке-1, чтобы утром рано съекономить время на выезде из Москвы. Поручил другому помощнику – С.С.Чуйченко встретить Антипова на Казанском вокзале и доставить в Жуковку. За импровизированным ужином состоялся долгий и очень напряженный разговор о накопившихся проблемах в области. Дело в том, что через год предстояли выборы областного губернатора – заканчивались полномочия  главы региона В.А.Шаманова. Я категорически, на отрез, отвергал все попытки уговорить меня на участие в выборах, потому как уже в марте этого же года в кремлевском кабинете В.Ю.Суркова в мягкой, но убедительной форме уже отказался от такой перспективы. Определился и принял для себя решение – буду работать в команде С.В.Степашина, аудитором.

Эмоциональный и нервный разговор продолжался до утра, пока не пришла машина. Мои оппоненты воспринимали мой отъезд в Муром, как предлог уйти от ответственности за судьбу региона, в котором проживают      1,5 млн. земляков.

И все-таки, выслушав обидные упрёки и обвинения, я нашёл в себе силы отбросить все эти ловушки-заманушки, быстро собраться и выехать по намеченному плану. Изумленных и возмущенных гостей оставил наедине со своими  предложениями на даче.

Дорога за разговорами пролетела незаметно. С Александром Усановым в пути мы обсуждали, как лучше построить разговор с настоятелем монастыря, чтобы не обидеть человека и в тоже время решительно отказаться от не свойственной для Счетной палаты, и мы были уверены – невыполнимой, задачи.

Затем надо было убедить С.В.Степашина, что эту миссию по реставрации  и восстановлению древнейшей обители должен взять на себя Минкульт России и Росреставрация.

Но, всё сразу пошло не так, как запланировали. У входа в монастырь нас встретил настоятель игумен Кирилл (Епифанов). Он радушно поздоровался, как с давно знакомыми и родными людьми и сразу повел к самой большой монастырской святыне – иконе Божьей Матери «Скоропослушница».

У нас так заведено, — говорил, а в его добрых, слегка прищуренных глазах светилась одному ему понятная тайна.

Пока шли в собор, игумен Кирилл рассказал о чудесной истории этой иконы. В 1878 году список её привез с Афона настоятель монастыря архимандрит Антоний (Ильенов). Обитель в те годы находилась в весьма плачевном состоянии: не было средств на ремонт храмов, монахи жили в очень стесненных условиях и в сильной нужде.

Появление светлого образа в стенах монастыря всё сразу изменило. Икона быстро помогала людям, пришедшим к ней с искренней молитвой. Она явила много чудесных исцелений от болезней, помогала в трудных жизненных ситуациях. Молва о чудотворной иконе разнеслась по округе и сюда потянулись люди. Обитель на глазах стала преображаться.

Молитвы перед иконой скоро приемлются Царицей Небесной: отсюда и её название «Скоропослушница».

Этот рассказ невольно погрузил нас в воспоминания и поразил нас до глубины души. Мы поняли, что это промысел Божий… Прошедшим летом мы с А.Усановым , В.Лепаевым, А.Калашниковым, С.Чуйченко, К.Тулузаковым, В.Радченко, А.Трошиным совершали паломническую поездку на Афон, где посетили Дохиарский монастырь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила. И там мы приложились к знаменитому первообразу иконы Божией  матери «Скоропослушница». (фото стр.143 В.Зюбина) + фото Афонской поездки.

Зашли в храм. Увидели древний список Афонской иконы, чудесным образом, сохранившийся в годы воинствующего  атеизма. Приложились и нас с Усановым А.Н. осенила, и даже  пронзила очевидная мысль – пресвятая Богородица на Афоне привела нас сюда… Все домашние заготовки «О решительном и   убедительном отказе» растаяли как дым. (фото иконы «Скоропослушница).

Осмотрели монастырь, определили в первом приближении объемы  восстановительных работ.

Вернувшись из Муромской поездки в, 23.09.2003г., я дал согласие возглавить Попечительский Совет. И получив благословение у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, взялись за дело.

Монастырь этот любил и посещал сам Иоанн Грозный. Он формировал свои полки перед третьим походом в 1552 году на Казань в Муроме. Его шатер стоял на берегу Оки, под яром, на котором располагался наш монастырь, основанный Святым Глебом – сыном Святого Владимира-крестителя Руси. (портрет Ивана Грозного. Васнецова).

Кстати, по преданиям, местные монахи вылечили царя от простуды, полученной в походе.

После взятия Казани, царь выделил Мурому 500 «золотых рублёв».         В монастыре появились каменные храмы.

Много раз Муром и его окрестности полностью физически уничтожались. В 1088 году город захватили и разорили волжские булгары. В 1239 году город был сожжен татаро-монголами. Затем он опустошался в 1281 и 1293 годах. Об одном из таких набегов свидетельствует «Лицевой летописный свод XVI века»: в 1448 году в Филиппов пост царь Казанский Мамутяк послал всех князей своих со многою силою воевать отчину великого князя Владимира, Муром и прочие города».

Предположительно в середине XV века, до захвата турками Константинополя в 1453 году, в двадцати пяти поприщах (1,5 км) пути от г.Мурома в Унженском стане Муромского уезда архангел Михаил через благочестивых сестер Марфу и Марию явил Чудотворный Крест «всему миру на исцеление недугов, умиротворение страстей и на изгнание бесов». По преданию в 1552 году царь у креста в Архангеле возносил молитву за Отечество и православие.

Само ежегодное изнесение его в Москву за 333 километра для сугубой молитвы перед ним правителей Руси и предстоятелей Русской церкви по сути было крестным ходом, освящавшим землю Русскую.

«Се аз, царь и Великий князь Иван Васильевич всеа Руссии, пожаловал есми архангельских попов, что в Муромском уезде в унженском стану на погосте у Чудотворного Креста, попа Ондрея да попа Семёна да дьякона Евтихея…»

По книге С.Гнутовой «Крест России» крест был из чистого золота с распятием весом около 63 грамм на серебряной цепи.

Крест исчез в 1918 году, накануне изъятия церковных ценностей. Дивной красоты Крестовоздвиженский храм был разобран до основания.

В начале 1609 года в Муроме бесчинствовали люди польского ротмистра А.Крупки от самозванца Лжедмитрия II, прозванного «Тушинским вором».

В декабре 1615 года монастырь был ограблен и разорён польско-литовским отрядом А. Лисовского…

Это не полный перечень бед, лишь те, которые зафиксированы в летописях и имеют полную историческую достоверность. Но были еще обычные пожары, голод, эпидемии.

Однако, чудесным образом, несмотря ни на что, духовный фундамент, заложенный Святым Глебом, оставался несокрушим.

Изгонялся враг, и всесоздающей силой Божией на пепелище вновь вырастали древние порушенные храмы, оживала монашеская жизнь обители…

Пожалуй, самый трагический период в истории монастыря начался в 1917 году. Богоборческая власть под надуманным предлогом в 1918 году сначала закрыла монастырь, а затем он был разграблен и опустошён… Позднее там разместили воинскую часть, около 50 лет там располагался учебный полк спецсвязи. Лучшего способа отгородиться от паломников трудно придумать.

Сохранившиеся постройки святых церквей кощунственно приспособили под хозяйственные нужды. На месте древнего монастырского погоста был сооружен солдатский плац и две казармы.

А ведь в земле остались кости древнейших родов Муромских: Языковых, Зворыкиных и многих других.

(сноска: об изобретателе телевидения Зворыкине).

Позже мы убрали плац и казармы, собрали древние останки и поместили их в специально-построенную часовню-костницу. (фото стр.117). Надгробные плиты извлекли из земли и из фундаментов армейских построек. Некоторые из них великолепно сохранились и мы их оставили на своем прежнем месте.

После погружения в историю монастыря, полную славных и трагических событий, невозможно было отказаться от попечительства и программы восстановления.

Для нас имела решающее значение и личная сопричастность делу восстановления Спасо-Преображенского монастыря такого непререкаемого авторитета в науке и общественной жизни России как Дмитрия Сергеевича Лихачева, российского филолога, искусствоведа, академика. Именно обращения и письма Д.С.Лихачева, как председателя правления Советского фонда культуры, позволили привлечь в конце прошлого века внимание к судьбе древнейшего монастыря. В частности, благодаря ему в апреле 1990 года по инициативе Муромского филиала Советского фонда культуры было составлено открытое письмо жителей Мурома в поддержку передачи этого монастыря Русской православной церкви. А 8 октября того  же года Д.С.Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой ходатайствовать перед Министерством обороны о выводе воинской части № 22165 из Спасского монастыря и возврате его РПЦ.

Кстати, вот как звучит в переводе Д.С.Лихачева фрагмент из повести «Временных лет» древнейшего шедевра начала XII века о Глебе в Муроме: «Владимир же был просвящён сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове.

Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нём Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислав в Тмутаракани. И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суде, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их».

Уже через два дня после ознакомительной поездки в Муром 25 сентября 2003 года я провел первое заседание Попечительского Совета. (фото стр.143 В.Зюбина).

На приглашение участвовать в нем откликнулись охотно, никого не надо было убеждать в важности предстоящей работы. И что особенно было ценно – это были люди, которые обладали не только опытом строительства сложных объектов, но и располагали реальными материальными средствами, рабочей силой и техникой. В ходе обсуждения  были определены первоочередные работы, которые необходимо выполнить до холодов.

Прежде чем приступить к делу, игумен Кирилл пригласил гостей к «Скоропослушнице», отслужил молебен.

Первое заседание Попечительского совета было посвящено газификации монастыря. Надо было срочно приобрести трубы, прокопать траншею до магистрального трубопровода (а это несколько километров по городу!), сварить и уложить газопровод на постель траншеи.

Трудно поверить сегодня, но в октябре все земляные работы были выполнены, трубопровод уложен. Успешно произвели и технически сложную операцию – врезку в городскую газовую магистраль.

Торжественное открытие и освещение состоялось 22.11.2003г. на Скоропослушницу. Божественную литургию провел и принял участие в открытии Владыка Евлогий.

Смета расходов составили 4,7 млн.руб. Помощь приходила со всех сторон: небольшая подмосковная база металлоизделий (Марина Новицкая) предложила и передала безвозмездно трубы, Муроммашзавод пожертвовал запорную арматуру, Муромский завод радиоизмерительных приборов выделил экскаватор, Муромтепловоз  пожертвовал два газовых котла, Речной порт – около полутора сотен машин песка, железнодорожная воинская часть и полк связи помогли рабочей силой и выделили экскаватор.

 С прокладкой газа в монастырь не только пришло тепло, но и образовалась экономия средств. Скажем, монастырская пекарня, созданная на базе солдатской столовой (мы ее не стали сносить) до этого еле-еле сводила концы с концами. А перейдя на газ, она стала приносить доход. Поэтому расширили производство хлеба для жителей и предприятий Мурома. Появился дополнительный источник финансовых средств.

 В деятельности Попечительского Совета было решено уйти от стандартных схем и не создавать никаких фондов, т.к., к сожалению, уровень недоверия к такой форме пожертвований уже в те годы был весьма высок. В народе благотворительные фонды в то время стали называть «воровайками». Чтобы не расходовать лишних средств, отказались и от штатных сотрудников. Вся работа Совета проводилась на общественных и добровольных началах.

Идея сделать максимально прозрачной схему пожертвований приносила   свои плоды. С первого дня все  средства было решено направлять непосредственно на расчётный счёт монастыря. Более того, каждый благотворитель знал конкретно, на что идут его деньги.

К примеру, когда с предложением пожертвовать на монастырь обратился к руководителю компании «Метрополь» Михаилу Слипенчуку, не отказался, но и не особо загорелся этой идеей. Причин для сомнений было несколько.

Во-первых, он мечтал создать свою стилевую федерацию карате, построить для этого на Варшавском шоссе г. Москвы зал восточных единоборств и войти в Ассоциацию карате России, которую я в то время организационно оформлял с помощью В. Фетисова (тогда министра спорта РФ), Глеба Мазрукова, его советника и Президента УШУ России. Основатели карате в нашей стране А.И. Танюшкин, А.Б. Штурмин (у которого тренировались С.В. Кириенко, В.Винокур и другие именитые люди) очень скептически относились в этой идее.

Но он проявлял настойчивость и готов был потратить солидные средства для воплощения своей идеи и войти  четвертым или пятым ассоциированным членом в этот вид спорта,  зарегистрированный в Минспорте РФ.

Во-вторых, он вкладывал колоссальные меценатские средства в множество социальных проектов. Например, установить с помощью батискафа на дне Северного полюса вымпел России. И это им с Чилингаровым удалось сделать!

Вместе с ним мы реализовали установить памятник на месте захоронения останков легендарного крейсера «Варяг» на берегу южной Шотландии, местечко Лендалфут.

Он постоянно издавал сборники новых стихов своего знаменитого отца, и многое другое.

В-третьих, он сомневался, что подрядчики и прорабы не разворуют деньги. Но когда он узнал, что средства пойдут не в фонд, а на конкретный объект монастыря с конкретной ценой, он дал согласие. Тогда и определились – его компания будет восстанавливать надвратный храм Кирилла Белозерского.

И сейчас всяк входящий попадает в монастырь через красивый надвратный храм, восстановленный по  старинным чертежам благодаря пожертвованиям Михаила Слипенчука и его компании.

В период дислокации войсковой части в том, что оставалось от надвратного храма располагался и репетировал полковой оркестр.

В этот храм Кирилла Белозерского мы с С.В. Степашиным передали фрагмент большой сухой ветки Древа св. Закхея – живого свидетеля разговора спасителя с мытарем Закхеем.

Неоценимый личный вклад внес «и словом и делом» член Совета Федерации Иванов Сергей Павлович. В списке благотворителей монастыря он и его друг Дмитрий Клюев – неоспоримые лидеры. А дело было так. Восстановление Покровского храма шло в чрезвычайно трудных условиях. Здание двух-ярусное, изначально было построено из плохо обожженного кирпича, о чем предупреждал архимандрит Мисаил в своей книге, изданной в 1887 году. Со временем кирпич стал крошиться. Дренажные каналы водоотвода в «полковой» период истории эксплуатации были утрачены, происходило микрокапилярное всасывание влаги в кирпичную кладку. В процессе восстановительных работ часто возникали очень опасные ситуации, грозившие обрушением всей конструкции здания.

К счастью, микрообрушения обошлись без жертв. Пришлось применять новейшие технологии, укреплять стены металлическими стяжками. К историческому визиту Св.Патриарха Алексия II, 02.08.2006г. в наш монастырь, храм был полностью восстановлен. С.Иванов «сотоварищи» просил закрепить за ними имени этот самый трудный объект, на который они направили более   30 млн.рублей. (разместить фотографии литургического служения Св.Партиарха Алексия II, списки на мраморных плитах, фото руин и как стало).

Увидев у меня в кабинете макет нашего монастыря, сенатор Сулейман Керимов пожертвовал без промедления 27 млн.рублей.

Многие, это удивительно, даже не хотели, чтобы их имена где-то значились как благотворители, мол, Богу и так всё видно, а славы людской им не надо. Отдельные слова благодарности и Анатолию Шестакову – руководителю Рязанской ТЭЦ и его друзьям, которые помогали в самые трудные минуты  с первых дней возрождения древнейшей обители.

Пресвятая Богородица «Скоропослушница» свела меня в этом богоугодном деле с такими замечательными людьми, за которых теперь монахи молятся каждый день, как за устроителей древнейшей русской православной обители. Их список постоянно растет.

Сергей Степашин, Сергей Иванов, Дмитрий Клюев, Сергей Кириенко, Сергей Чемезов, Сергей Абрамов, Сергей Шатиров, Сергей Шохин, Анатолий Шестаков, Александр Усанов, Дина Усанова, Михаил Слипенчук, Виктор Харитонов, Валентин Качеван, Алексей Клишин, Александр Семиколенных, Виктор Косоуров, Дмитрий Савельев, Александр Коровников, Игорь Ашурбели, Владимир Скатин, Дмитрий Аяцков, Юрий Аксененко, Сулейман Керимов,  Белан Хамчиев, Руслан Каримов, Кирилл и Марина Новицкие, Геннадий Мещеряков, Максим Финский, Михаил Прохоров, Борис Сомов, Виктор Антипов, Юрий Лейкин, Юрий Агафонов, Константин Лузгин, Вадим Якунин, Александр Румянцев, Эвальд Антипенко, Гарет Баббс, Николай Фадеев, Ильгиз Ильясов, Юрий Тайдаков, Владимир Синев, Петр Кауров, Любовь Бакрина, Валентина Калачева, Виктор Кречет, Юрий Платонов, Владимир Степанов, Нина Бобко, Алексей Васильев, Михаил Сурков, Михаил Хромов, Владимир Катренко, Александр Пискунов, Михаил Одинцов, Сергей Агапцов, Александр Жданьков, Валерий Богомолов, Александр Ковтунец, Дмитрий Шуров, Игорь Алексеев, Игорь Мерцалов, Евгений Рычков, Нина Чайковская, Валерий Горегляд, Ирина, Иван (из скромности не захотели называть свои фамилии).

Кроме того, каждая кандидатура в Попечительский Совет обязательно согласовывалась лично с С.В. Степашиным. В совет могли войти люди с безупречной репутацией. И еще непременным условием была поездка в монастырь и знакомство с его настоятелем. Были случаи, когда на этом всё и заканчивалось для соискателя.

Деликатно, конечно, но его провожали за порог. «Как же так?!».

Нам сейчас позарез нужны деньги! А он богат и может сделать щедрый взнос?! Как правило, роптала и возражала главный производитель работ и организатор стройки Елена Алексеевна Петрова, которой ежедневно предъявляли претензии подрядчики и поставщики за просроченную оплату работ, материалов и  техники. (Кстати, Елена постриглась, и теперь в монастыре её величают матушка Татьяна). Но игумен Кирилл в таких случаях был непреклонен: от этого человека монастырю ничего не надо. Скажет, как отрежет. Наверное, он хорошо знал  премудрость, написанную за 200 лет до Рождества Христова «Благотворительность как рай, полна благословений и милостынь пребывает вовек» (Кн.Премудростей Иисуса, сына Сирахова, гл. 40 ст. 17).

Чтобы понять, какую колоссальную работу удалось выполнять только на первом этапе, приведу сокращенный перечень выполненных за первых два года: см. перечень.

За каждым пунктом этого сухого казённого списка, который и прочитать то весь человеку несведущему утомительно, стоит огромный труд строителей, тихая ночная молитва монахов, пожертвования многих людей…

И душой каждого начинания, каждого действия, разумеется был игумен Кирилл. Во всех делах и свершениях чувствовалась неуёмная энергия этого человека, его особый творческий подход, любовь и забота о красоте и благополучии вверенной ему обители, в которой он прослужил 16 лет до самой последней трагической минуты.

Несмотря на разницу в возрасте (он был на 10 лет моложе меня), я его воспринимал, как своего духовного отца – наставника. Подводя итоги первых двух лет нашего соработничества, я неосторожно задал ему вопрос, ответ на который для него оказался самым главным смыслом жизни.

Я спросил – большую часть работ мы выполнили, как говорится в библии «камни соберем», а что же делать с внутренним содержанием монастыря, монахов и трутников всего 10-12 человек. Монастырь стал популярным местом не только в Муроме, но и в России. На главные православные праздники приходит народу до 2-3 тысяч человек, но постоянная паства – не более 200 старушек. Нет молодежи. Что с этим делать? Игумен словно ждал этого вопроса, тут же изложил свою сокровенную мечту – в монастыре должна быть православная гимназия общеобразовательного типа, но с хорошим конкурсным отбором талантливых и одаренных  детей. Мы должна воспитывать и образовывать современных Сперанских и Флоренских, тех, кто будет укреплять экономически отечество и оберегать духовную миссию России.

Для этого должны быть лучшие преподаватели, лучшие классы и программы преподавания точных и гуманитарных предметов. Тогда эта дерзкая мечта мне показалась утопичной и с материальной и с организационной точки зрения. Но спустя всего полгода мы с С.Степашиным поверили в неё и материализовали её несмотря на колоссальные преграды и трудности. Сейчас в гимназии им.Преподобного Илии Муромца учатся 165 гимназистов в новом прекрасном здании на Московском шоссе г.Мурома. Средства на строительство изыскал предприниматель Алексеев Игорь Викторович и сотоварищи. Программист, IT-шник, разработавший и реализовавший перед зимней олимпиадой в Сочи программу «Безопасный город».

Изобретательность и творчество игумена Кирилла фонтанировали во всем. Возводили часовню Божией Матери «Живоносный источник». Он похлопотал и добился, чтобы привезли камень от берега реки Иордан, с того места, где принял крещение Господь наш Иисус Христос. Камень вмонтировали  в стенку купели, где паломники могут совершать омовение.

Во вновь построенной часовне Святого Великомученика Георгия Победоносца установили распятие Спасителя в память о православных воинах, погибших на Северном Кавказе и освятили его именно в день десятой годовщины мученической кончины воина Евгения Родионова 23 мая 2006 года. На торжественное освящение пригласили маму Евгения – Любовь Васильевну Родионову.

Здесь же по благословению игумена Кирилла была установлена памятная доска с именами всех погибших моряков с атомной подводной лодки «Курск» и частичкой корпуса субмарины.

Любовь и творчество настоятель вкладывал даже в самую, казалось бы, малозначимую постройку на территории монастыря, утверждая особый смысл. К примеру, для детей паломников решили сделать небольшой живой уголок. и кто в нем получил прописку первым? Конечно, кролик – любимый зверек святой Февронии. А в другом вольере  разместились утки-мандаринки. И тоже  неспроста. У народов Китая и Японии они являются символом супружеской верности. Утки-мандаринки выбирают себе пару один раз на всю жизнь и умирают, если их разлучают.

В 2008 году своими энциклопедическими познаниями о святой Иулиании Лазаревской и о св.бл.кн.Муромском Петре и св.бл.кн.Февронии, он вдохновил нас с Сергеем Степашиным на два, казалось бы сугубо православных, но получивших широкий резонанс муромских проекта. Первый – празднование святой Иулиании Лазаревской, подвижнице русского средневековья, олицетворяющей милосердие и благотворительность на Руси. А из храма в селе Лазаревское (что в нескольких верстах от нашего монастыря), посвященному именно этой замечательной дочери русского православия мы помогли вместе с мэром В. Качеваном переселить дискотеку и клуб в другое место. Таким образом, Лазаревский храм с новым братским корпусом стал подворьем монастыря. (см. фотографии и справку об Иулиании Лазаревской).

Второе – организация всероссийского праздника Петра и Февронии.

Хорошо известно, что последние дни своей земной жизни благоверный князь Муромский Петр с монашеским именем Давид провел в нашем монастыре. Именно поэтому у входа в Спасо-Преображенский монастырь мы установили стелу с барельефным изображением святых благоверных князя Петра и кн. Февронии. Это место давно полюбилось муромлянам. В день бракосочетания сюда приезжают молодожены поклониться святым и обратиться к ним с просьбой о благополучии в будущей семейной жизни. Они неизменно приносят живые цветы. И это понятно, ведь совместная жизнь Петра и Февронии считается православным идеалом супружества.

В жития святых инок Ермалай Еразм так описал их кончину. Они тихо преставились каждый в своей кельи в один день и час – 8 июля (по старому стилю – 25 июня) 1228 года.

В 500 метрах по набережной Оки стоял Крестовоздвиженский женский монастырь (он не сохранился и сейчас на этом  месте стоит недавно построенная, в  2009 г., Крестовоздвиженская церковь – подворье Троицкого женского монастыря в Муроме). Именно в этом месте жила монахиня Евфросиния, до пострига княгиня Феврония.

По этой тропке вдоль Оки спешил, почти 800 лет тому назад, посыльный от Давида с запиской: «О сестра Евросиния, уже хочу отойти от тела, но жду тебя, да совокупно отойдём». А в то время преподобная и блаженная Феврония, нареченная Евросинией, вышивала для храма воздух (плат для дискоса или потира), на котором были изображены лики святых. Поэтому она и ответила: «Подожди, господине, пока дошью воздух для святой церкви». А когда вышила последние узоры, послала к блаженному Петру, нареченному Давидом, о совместном преставлении. «И, помолившеся, предаста вкупе святыя своя душа в руце Божии».

Чудеса, связанные с Петром и Февронией, продолжились и по их смерти. Хоронившие князя и княгиню люди сочли неудобным класть тела монаха и монахини в один гроб и положили их отдельно. Но на утро обнаружили их в одном гробу – в том самом, который святые приготовили себе еще при жизни. Трижды повторились безуспешные попытки разделить по смерти святую чету, но они так и упокоились вместе.

До советских времен мощи святых, ставшие общероссийской святыней, почивали в Богородице-Рождественском Соборе Мурома. Соборный храм в 1930 годы был разрушен, а мощи богоборцы передали в местный музей.

В 1989 году мощи вернули церкви. В 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находятся в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого женского монастыря.

Трогательная история жизни и смерти муромских святых натолкнула Сергея Степашина на мысль – обратиться к нашим соотечественникам и Святейшему патриарху Алексию II с воззванием о возрождении всероссийского праздникам семьи, любви и верности (фото подписания воззвания).

Идея все понравилась и 18 января 2008 года на святое крещение такое обращение было подписано. За несколько дней мы получили десятки тысяч положительных откликов. По итогам обработки откликов, мы собрали в  Счетной палате пресс-конференцию с участием Владыки Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского.

26 марта 2008 года член Совета Федерации В.А.Петренко инициировала рассмотрение и поддержку инициативы муромлян на профильном комитете палаты регионов по социальной политике здравоохранению. Её поддержали известные в стране общественные деятели и политики. В апреле того же года был образован Организационный комитет по подготовке праздника – Дня семьи, любви и верности. Его возглавила С.В.Медведева, супруга Председателя Правительства Российской Федерации.

Ныне, этот праздник, с легкой руки игумена Кирилла и Сергея Степашина, отмечается широко. Имеющий исторические корни и опирающийся на народные традиции, он полюбился многим и собирает ежегодно в Муроме десятки тысяч паломников со всех концов света. Муром стал столицей этого всенародного праздника. Праздник одобрен российским межконфессиональных советом при Патриархе Московском и всея Руси.

Светлана Медведева ежегодно приглашает нас на заседание оргкомитета по подготовке празднования и низкий ей поклон за любовь и усердие к этому большому и Богоугодному делу.

В последние годы средствами массовой информации отмечаются «импортные праздники» и традиции, не имеющие отношения к отечественной истории, в частности, так называемый «День всех влюбленных» 14 февраля. Газеты, радио и телевидение уделяют ему, по глупости или из коммерческих соображений, незаслуженно большое внимание. Заметим, ни католическая, ни тем более Русская Православная церковь не одобряют этот «языческий» по своей сути «праздник». И такая насаждаемая массированная пропаганда чуждых традиций не случайна. Она стоит в одном ряду с более серьезными, направленными на разрушение традиционной семьи и естественного продолжения рода человеческого.

Патриарх Кирилл, 8 июля 2011 года в Марфо-Мариинской обители         с болью и тревогой сказал в своей проповеди: «Если бы еще 100 лет назад кому-то сказали, что люди сами, своими руками, в т.ч. опираясь на гос.поддержку, на поддержку общества, могущественных СМИ, будут разрушать семью, то никто бы в это не поверил, как еще совсем недавно никто бы не поверил в то, что во многих странах будет законодательно закрепляться возможность  устраивать «семью» на основе греховных отношений между людьми одного пола.. А ведь там, где разрушаются основополагающие принципы человеческого бытия, — там бездна, там гибель».

В отличии от «импортного» праздника «поцелуйчиков и красных сердечек», наш родной, отечественный праздник  подчеркивает важность целомудренных семейных традиций и ответственного супружества. Он становится популярным и во всём мире. Уже в 2012 году торжества по случаю праздника 8 июля состоялись более чем в 40 странах нашей планеты.

За эти десять лет в России установлено около 50 памятников Петру и Февронии. О любви к муромским  святым красноречиво свидетельствует такой факт, что кроме Мурома, памятники им также установлены в Екатеринбурге, Ульяновске, Архангельске, Владивостоке, Йошкар-Оле, Сочи, Ижевске, Тамбове, Калуге, Волгограде, Клину, Нарьян-Маре, Сергиевом-Посаде и многих других городах и населенных пунктах.

Огромная заслуга в этом принадлежит основателям очень важной и полезной общенациональной программы «В кругу семьи», организованной по благословению Патриарха Алексия II – А.С.Ковтунцу и В.С.Золотухину.

Сейчас президентом этой программы по-прежнему является Александр Ковтунец, а художественным руководителем после ухода из жизни земной Валерия Золотухина стал Федор Добронравов.

Сопредседатели Попечительского совета программы: С.В.Чемезов – руководитель корпорации «Ростехнологии» и митрополит Калужский и Боровский Климент.

Отдельного рассказа заслуживает история обретения Спасо-Преображенским монастырем мощей преподобного Илии Муромца по инициативе игумена – архимандрита Кирилла.

Доподлинно известных фактов о земной жизни святого крайне мало. Многочисленные былины о военных подвигах Илии Муромца носят явно сказочный характер, хотя и нельзя исключить что они были составлены на основе вполне реальных событий. Косвенным подтверждением, кстати, может служить существующая и ныне школа «Единоборств Древней Руси «Система», основателем которой является Михаил Васильевич Рябко, полковник юстиции, ветеран боевых действий, всемирно известный специалист по рукопашному бою, имеющий тысячи учеников по всему миру.

«Система» — уникальная русская борьба, сплав современного боевого опыта и старых воинских традиций. Достаточно побывать у Михаила Рябко на тренировке, хотя бы один раз, чтобы понять, — чудеса, которые творил на поле брани Илья Муромец, это не вымысел и не сказка, да и сам Михаил похож на Илью. Сильна молящихся рука – говорит он. Надо бы записать в его школу своих внучат!

«Во селе было Карачарове», говорится о месте рождения Ильи Муромца. Ныне Карачарово – микрорайон города Мурома. И расположен он приблизительно в трех километрах южнее Спасо-Преображенского монастыря. До революции 1917 года село Карачарово было центром Карачаровской волости Муромского уезда. О древности этого поселения можно судить по исследованиям графа А.С.Уварова: стоянка Карачарово – первый в России научно исследованный верхнепалеолитический памятник. Это открытие подтвердило гипотезу об обитаемости Центра России в палеолите.

У жителей села Карачарово никогда не было сомнений, что именно об их земляке народ сложил былины. Вам обязательно покажут место, где жил Илья. Сейчас там стоит дом Гущиных.  Именно из этого рода, уверяют сельчане, вышел богатырь Илья Муромец. Как доказательство, вспомнят, что все мужчины этого рода наследственно обладают недюженной силой. Например, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, якобы было разрешено участвовать в кулачных боях только… со связанным руками.

Территориальная близость Карачарово к нашему древнему монастырю позволяет сделать предположение, что после своего чудесного исцеления, как любой другой православный человек, он пошел в Спасский храм, — в церковь поклониться святым иконам и поблагодарить Господа за исцеления. А отправляясь в дальний путь на опасную воинскую службу, куда пойдёт верующий человек? Конечно же в церковь, в молитве просить Господа и своего Ангеля Хранителя об удаче в бою и избавлении от всяческих возможных бед.

А если учесть, что в трех километрах от села, в получасе ходьбы для здорового человека, стоит древний монастырь  (обители в то время было около 100 лет), разве можно усомниться, что именно в это святое место будет стремиться душой и сердцем православный человек?

Скорее всего, именно в монастыре он исповедовался и причастился святых Христовых тайн и получил благословение на  дальнюю дорогу и службу княжескую в Киеве…

Игумен, после очередного заседания Попечительского Совета  привез меня в Карачарово, сам за рулем, в своей старенькой «Волге», рассказал о замечательной истории села и его легендарного выходца. После этого само собой появилась идея вывезти мощи Ильи из неспокойного Киева. Появился план. Я предложил арендовать самолет ЯК-40 в Ульяновской компании «Волга-Днепр», в становлении которой  принимал организационное участие в начале 90-х прошлого столетия. Предполагалось прилететь в аэропорт  «АНТК-Антонов» в Киеве – руководителя П.В.Балабуева, дважды героя социалистического труда я знал лично по проекту АН-124 «Руслан». Предварительно получив благословение в РПЦ  и у Киевского митрополита, вывести мумифицированные мощи в заводской аэропорт и затем в Москву. Из Москвы до  Мурома на микроавтобусе с сопровождением.

Но на такой масштабный план мы благословения от Патриархии не получили. Во-первых, в 2006г. Патриарх Алексий II готовился к серьезной операции на сердце. Аудиенция не состоялась. Принял управляющий делами Патриархии Владика Климент. Он высказал убедительные возражения. Они состояли в том, что преданный анафеме раскольник-автокефалист Филарет раздует в Киеве в прозападной прессе миф о «торговле мощами». Он предложил согласиться на вывоз из лавры только частицы мощей Святого Ильи. Сделать впоследствии раку со скульптурным изображением и разместить в новый предел храма. С тяжелым сердцем мы всё же смирились – согласились на фрагмент мощей, на что и получили благословение.

Я позвонил послу России в Украине В.С.Черномырдину, — он обещал весь визит взять под сопровождение посольства.

В Лавру привезли подарок – бюст Илии Муромца. Его реконструировал по методу М.М.Герасимова известный эксперт-криминалист – главный специалист Московского бюро судебной экспертизы Сергей Алексеевич Никитин.

Сам М.М.Герасимов, автор уникальной методики восстановления лица человека по черепу. За свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц – Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Андрей Боголюбский…

Замысел игумена Кирилла сработал – митрополит Киевский Владимир принимая в дар бюст, изображающий прижизненный облик Илии Муромца, был до глубины души растроган. Он предложил нам сдать обратные билеты на самолет и остаться на ночную литургию. Так и поступили.

Происходило это 27 мая 2006 года.

Уходя со своим послушником Николаем из гостиницы вечером в лавру, отец Кирилл строго наказал нам с А.Усановым: «Никому не спать». Молиться. Ночь сегодня особая».

Случилось настоящее чудо. Ночная искренняя молитва игумена у гробницы святого была услышана. (фото стр. 35 В.Зюбина). Нам вручили часть левой руки (перст) преподобного Илии. А ведь в таких случаях принято давать частицу мощей, не более булавочной головки. Конечно, благодать присутствует и в самой малой частице… И все же… Мы были глубоко тронуты, что для Мурома, малой родны святого, было сделано такое исключение – бесценный дар!

Мы спешно засобирались в путь. Дипломатический паспорт, а стало быть – «зеленый коридор», был только у меня. Игумен забеспокоился за судьбу уникального груза при таможенном досмотре. Попросил, чтобы я взял мягкий контейнер с перстом Преподобного с собой. Святую реликвию я пронес на борт самолёта во внутреннем кармане своего парадного костюма у самого сердца.     В самолёте передал игумену и он немедленно приступил к молитвенному чтению, громко, так, что слышали многие пассажиры, а не только  мы. Из московского аэропорта сразу в Муром, и уже вечером весь православный Муром с иконами и хоругвями вышел встречать мощи своего прославленного земляка. Спустя почти 800 лет возвращение на родину состоялось.

Теперь в нашем монастыре, как одну из величайших святынь бережно хранят нетленный перст преподобного Илии Муромского. Его поместили в серебряный   ковчег в раке святого. рака и резное деревянное скульптурное изображение Илии Муромца были выполнены муромским художником С.Субботиным.

К мощам Преподобного нескончаемым потоком идут паломники. Часто среди них встречаются люди в военной форме. Кто-то приходит сюда помолиться перед трудной командировкой в «горячую точку», кто-то укрепиться духовно и попросить святой помощи…

Освещение раки с частицей мощей святого происходило в торжественной обстановке – Патриархом Алексием II. Несмотря на свои послеоперационные ограничения врачей, он согласился после литургии в Дивеево 1 августа 2006 года у Серафима Саровского заехать на следующий день – Ильин день – 2.08.2006г. и в наш Спасо-Преображенский монастырь.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II передал в дар Президенту Российской Федерации ВВ.Путину символический меч Илии Муромца с дарственной надписью.

Кстати, анализируя Мюнхенскую речь Путина В.В. в 2008 году, ошеломившую весь западный мир (в том числе и о том, что с Россией надо не просто считаться, а вести диалог «на равных»), мне иногда приходит в голову мысль, что это произошло по  промыслу Божьему стараниями Преподобного Илии Муромца, вернувшегося  не только «перстом», но и духом своим на Родину.

В этом коротком изложении невозможно рассказать о всех замечательных и  чудесных делах и событиях. Так же невозможно хотя бы словом упомянуть каждого благотворителя, их очень много, да и имена большинства из них установить не представляется возможным.

Но есть одно обстоятельство, о котором хочется и надо сказать особо. На него обратил внимание в 2013 году Василий Зюбин, автор книги о Спасо-Преображенском монастыре, в нашем с ним долгом разговоре: «Размышляя о «случайности» появления самого Попечительского совета, беседуя с людьми, принимавших участие в восстановленных работах, читая документацию и газетные публикации о воссоздании обители, я невольно ловил себя на мысли: неспроста всё это. Было ощущение, что этой огромной и хлопотливой работе всё время кто-то незримо способствовал!»

И он прав в своих догадках. Не только я, но и многие участники уверены, что восстановление обители постоянно находилось под незримым  попечением иконы Божьей Матери «Скоропослушница» с Афона. Аминь!

Видео

https://youtu.be/D5_lTKfG8q0

YouTube-канал

https://www.youtube.com/user/SpasMurom

 

Фото

В монастыре

Поиск по сайту

Контакты

Будем благодарны всем, кто поделится
своими воспоминаниями
об архимандрите Кирилле (Епифанове).
Письма можно направлять по адресам электронной почты:
malakonst@yandex.ru
us2006@list.ru

© 2025 Архимандрит Кирилл (Епифанов) | Powered by Superbs Personal Blog theme