Воспоминания В. Я. Чернышева, канд. истор. наук, преподавателя истории и краеведения Муромского духовного училища при Спасском монастыре 2006-2011 гг.
С отцом Кириллом (Епифановым) я познакомился в 1995 г., когда он только приехал в Муром и в первое время был приписан к местному Благовещенскому мужскому монастырю. Тогда он ещё носил имя Евгений. Именно тогда было принято историческое и судьбоносное для города решение – передать бывшую воинскую часть, размещавшуюся на территории закрытого в 1919 г. Спасского монастыря, Владимирской епархии. Так как территория Спасского монастыря стала открыта для посещения, то я часто туда заходил, поскольку, являясь профессиональным историком по образованию, мне было очень интересно бродить по его территории, долгое время остававшейся «terra incognita» для всех жителей Мурома. В середине 1990-х бывшая воинская часть производила удручающее впечатление. Здесь ещё царил воинский дух. То тут, то там взору открывались следы военного присутствия, в виде воинских плакатов, лозунгов, наполовину разобранных гаражей, где некогда стояла военная техника, заброшенные здания казарм.
Вокруг всего этого бодро и энергично сновала фигура человека в монашеской рясе. Это и был первый насельник возрожденной обители, а по совместительству и глава нового монастыря о. Евгений. Он подкупал своей общительностью, открытостью. К нему невольно тянулись люди, причём, самые разные по профессии и образованию. Со всеми он находил общий язык: сумел поддержать ветхих, доживавших свой век, старушек; на равных и со знанием дела общался со строителями и реставраторами, ставшими частыми гостями в Спасской обители.
Моё тесно знакомство с о. Кириллом началось в мае 1996 г., когда было принято решение провести археологическое исследование на территории монастыря, осуществленное силами Государственного центра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. Я в то время работал в городском музее, заведовал фондами археологии и активно занимался изучением истории и археологии Мурома. На месте бывшего воинского плаца, напротив Спасского собора, с южной стороны, нами был разбит археологический раскоп. В историко-археологическом плане Спасский монастырь представлял собой очень важный объект, поскольку в советское и более раннее время никаких археологических работ на его территории никогда не производилось. Достаточно часто к нам на раскоп заходил о. Кирилл, чтобы поинтересоваться, что мы нашли, есть ли что-то новое и интересное. Несмотря на глубокую тягу к духовной жизни, о. Кирилл живо интересовался историей, хотел досконально всё знать о вверенной в его попечении обители. Однажды о. Кирилл появился у раскопа в очень необычном образе – на лихом коне! Со стороны зрелище было очень впечатляющее. Неожиданно над раскопом раздался топот коня, и к нам, со стороны отвала, выплыла фигура всадника на коне. Мы все невольно залюбовались его стройной фигурой, в сером монашеском подряснике, в черной шапочке. На подряснике сверху была надета теплая безрукавка. Картину добавляла черная курчавая бородка, развивающаяся на ветру, и темные жгучие глаза, весело глядевшие из-под густых бровей. Ни дать не взять – удалой молодец, шагнувший со страниц старинной книги!
О. Кирилл был всё время занят. Он постоянно решал бесчисленно-важные для монастырской жизни насущные вопросы, поэтому свободного времени для более тесного общения у нас не было. Тем не менее о. Кирилл довольно часто обращался ко мне на предмет истории города и монастыря. Он живо интересовался всем, что его окружало. Вокруг о. Кирилла постоянно можно было видеть самых разных людей, и ко всем он был внимателен, находил свободную минутку пообщаться, перекинуться словечком и даже пошутить.
Более тесно с о. Кириллом мы стали общаться в 2006 г., когда я защитил кандидатскую диссертацию по Мурому XVII в. Именно тогда он и предложил мне преподавать историю и краеведение в духовном училище, открывшемся в стенах монастыря. По программе духовных училищ, такой дисциплины не предусматривалось штатным расписанием. Однако, о. Кирилл настоял, чтобы воспитанники училища в обязательном порядке прослушали двухгодичный курс этой науки, поскольку хотел, чтобы его подопечные не только хорошо знали церковные, но и светские дисциплины, выросли грамотными людьми, знавшими и любившими свою Родину и свой край. Как ректор училища, о. Кирилл часто посещал наши занятия и всегда интересовался успехами учеников.
Приближался 910-летний юбилей обители. К этой дате по инициативе о. Кирилла мне было предложено написать монографию по историю монастыря. Так в августе 2006 г. при поддержке Счетной платы в свет вышло небольшое но, как оказалось впоследствии, очень востребованное издание «Муромский Спасский монастырь. Страницы истории». О. Кирилл искренне радовался появлению на свет этой книги. К тому времени он сам стал живой историей, неразрывно связанной с этой древней русской обителью.
О. Кирилл пользовался заслуженным авторитетом. Он много сделал для восстановления Спасского мужского монастыря, оставив после себя яркий след в истории возрождения Муромского православия.