Слово на Рождественский сочельник
(06 января 2007 года)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Нет души христианской, которая не жила бы теперь предвкушением Рождества Христова.
Господь обращается к нам сегодня в Евангелии с притчей о зерне горчичном. Самое маленькое из семян — горчичное. Но когда оно вырастает, птицы небесные укрываются в его ветвях! О чем эта притча? О Рождестве Христовом! О рождении Младенца Неведомого миру!
Когда рождались царские дети, им воздавались великие почести: пение и трубные звуки оглашали округу, воздавались курения, совершались пышные торжества. А рождался в царских чертогах, может быть, очередной негодяй или тиран… Но Царь царствующих и Господь господствующих при Своем рождении не был встречен почетом. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища. Он был рожден за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
В старину, как положено по Церковному уставу, люди ждали вечера. Вечером собирались в храм. Служили Литургию, если это попадало в субботу или в воскресенье, правили великую вечерню праздника Рождества Христова. После нее выходили к иконе Рождества с украшенными свечами и пели тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…».
Затем, подкрепив силы хлебом и вином, ожидали позднего вечера и тогда приходили в храм и служили великое повечерие, всенощное бдение, которое — уже на рассвете, при первых лучах восходящего солнца — переходило в утреню Рождества Христова. За утреней следовала самая главная часть богослужения — Божественная литургия Василия Великого. И только после этого люди торжествовали событие Рождества Христова.
Что же предшествует нашему торжеству? Богомладенца Иисуса Христа еще во чреве Матери ведет Иосиф из галилейского Назарета в Вифлеем. Римский император Август решил исчислить своих подданных и повелел сделать перепись по всей земле, подвластной Риму. Это была первая перепись населения. Каждый должен был пойти в свой род, в свой дом, в свою землю, откуда он происходил. И все пошли записываться. Пошел также и Иосиф в Вифлеем, город царя Давида, потому что был из рода Давидова. Мнимый отец Иисуса и мнимый муж Марии, восьмидесятилетний старец, посадил на осленка беременную Мариам и взял с собой вола, чтобы продать его на базаре и заплатить при переписи подать, так как был очень беден. И вот они приближаются к Вифлеему. Там все гостиницы заняты теми, кто прибыл раньше, кто имел средства заплатить за постой. А вертеп — пещера, где в холодные зимние ночи пастухи укрывали свой скот, была уже уготовлена, предызбрана Богом. И звезда уже вела трех волхвов-царей (по преданию, один был из Аравии, другой — из Персии, а третий — из Эфиопии). Звезда свидетельствовала волхвам о рождении Великого Царя, и они несли Ему дары. И вот они уже пришли в Иерусалим и вопросили Ирода и всех, кто был при власти: «Что за Великий Царь у вас здесь рождается?» «Какой Царь? Мы тоже хотим поклониться Ему», — говорили лукавые вожди иудейского народа, тут же замыслив Его убить, потому что вычитали из Священного Писания, что Мессия должен родиться в Вифлееме иудейском. Этот Младенец, Который вот-вот должен был появиться на свет от безболезненной и нетленной утробы Мариам, Он уже как будто даже и обречен на смерть, недаром один из волхвов принес Ему смирну — благовоние, которое используется на Востоке при погребении…
Вот как сразу распалось человечество в отношении к Богу: одни шли поклониться, несли дары Ему, а другие тут же замыслили Его убить.
У нас с вами остается несколько часов, чтобы определиться в своем отношении к Тому, Кто вот-вот родится для спасения мира. Он родится совершенно беззащитным! Но беззащитность Иисуса Христа заключается в силе Его веры, которую Он раскрыл нам полностью: когда в тридцать три с половиной года Он стоял связанным перед римским прокуратором, Он говорил: «Неужели ты думаешь, что Отец Мой Небесный не даст Мне легион ангелов? Неужели ты думаешь, что Царство Мое от мира сего и что слуги Мои подвизались бы о Моем спасении?»
Нам не надо строить никаких козней против соседей, начальников, сослуживцев, домочадцев, тех, кто нас обижает… Просто надо перекреститься и вспомнить этого Прекрасного Ребенка, Кого через тридцать три с половиной года вся сила воинской рати, вся ненависть иудейской знати пригвождала к кресту. Нам надо вспомнить Того, Кто через кажущееся Свое бессилие победил мир, победил смерть, победил ад!
И того, кто с Ним, кто верует в Него, Он не оставит никогда. И Его прекрасные светлые глаза озарят сердце каждого человека, который наконец-то доверится Ему, а не себе обманщику…
Аминь.