Воспоминания К. Н. Малакаева, методиста кафедры филологии, преподавателя МДА, секретаря канцелярии Муромского Спасо-Преображенского монастыря в 2006-2011 гг.
С 2006 по 2011 гг. мне довелось трудиться в канцелярии Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря. В то время я также участвовал в монастырских богослужениях и преподавал в Муромском православном духовном училище. Еще раньше, начиная со школьного возраста, мне нередко случалось приходить в Спасский монастырь на праздничные богослужения вместе с отцом – протоиереем Николаем Малакаевым. Поэтому наместника обители, игумена, а впоследствии – архимандрита Кирилла (Епифанова), я видел и в повседневных трудах по созиданию монастыря, и на службах, общался с ним и в связи с работой секретаря, и кроме нее.
Прежде всего о. Кирилл запомнился мне как искренний священнослужитель и яркий проповедник. Всегда чувствовалось его живое и радостное, совершенно неформальное отношение к богослужению, которое он старался привить и молодому поколению священников и помощников. В его проповедях чувствовались и глубокий жизненный опыт, и богословская подготовка. Не имея специального академического церковного образования, о. Кирилл прекрасно ориентировался и в классических творениях святых отцов, знал и произведения современных авторов, умел актуализировать это богословское наследие, применить к насущным потребностям жизни прихожан и богомольцев. Его проповеди всегда были интересны не только глубоким содержанием, но и художественной формой, использованием порой неожиданных сравнений и ярких образов, а также оригинальной интонацией и подачей в целом. Все это помогало вниманию слушателей не рассеиваться, но фокусироваться на предмете – отрывке из Священного писания, истории церковного праздника или житии почитаемого святого, и сохранялось в памяти даже по прошествии многих лет.
Такое же неформальное и творческое отношение было присуще о. Кириллу и в других монастырских делах. Даже написание ежегодного отчета в епархиальное управление, который обычно мы составляли вместе, не было лишено живой творческой составляющей: удавалось минимизировать присутствие канцелярских штампов и шаблонов, неизбежных для этого жанра, изложить материал так, что текст отчета превращался в продолжение монастырской летописи.
Ещё ряд воспоминаний об о. Кирилле и том периоде жизни Спасо-Преображенского монастыря, который мне посчастливилось застать, связан с большими церковными праздниками, когда обитель наполнялась постоянными прихожанами и гостями, собиравшимися вокруг Евхаристической Чаши на Литургии и затем за общей трапезой после службы. О. Кирилл открывал себя здесь как яркий, жизнерадостный человек с искрометным юмором, его приподнятое настроение передавалось окружающим и всем, кто соприкасался с ним. Его бодрость и позитив притягивали, привлекали местных жителей и приезжих из других городов. Это подтверждается и той доброй памятью об о. Кирилле, которая после его смерти осталась в сердцах многих и многих людей.
Нужно отметить, что восстановление монастырских храмов и стен, а тем более налаживание богослужебной жизни, обеспечение повседневных нужд обители – это нелегкий труд, ему всегда сопутствуют лишения и скорби, требуется колоссальная самоотдача, человек не принадлежит себе, но полагает свою жизнь ради достижения высокой цели. Это огромная работа, связанная с принятием сложных решений, налаживанием отношений с самыми разными категориями людей. Поэтому позитивный, оптимистический настрой о. Кирилла не был присущ ему всегда сам по себе, как свойство характера и данность, но достигался с усилием, преодолением себя, часто вопреки обстоятельствам жизни.
Несмотря на многообразные трудности, о. Кирилл был очень деятельным и энергичным человеком. Помимо возрождения монастыря и созидания новых храмов, главными направлениями его усилий были катехизация и духовное образование в самом широком смысле. Это выразилось в открытии при монастыре православной гимназии имени прп. Илии Муромца, в работе духовного училища, создании курсов церковного пения, открытии музея Святейшего Патриарха Пимена. При его непосредственном участии был открыт и действует храм в честь святой праведной Иулиании Лазаревской при Муромском институте ВлГУ.
Отдельной страницей истории Муромского духовного училища можно считать создание студии современной музыки. Выступления этой музыкальной группы на городских и монастырских праздниках, в воинских частях и колонии для несовершеннолетних сопровождались комментариями о. Кирилла, раскрывающими христианский смысл исполняемых песен и заставляющими задуматься о фундаментальных вопросах жизни, что являлось современной формой проповеди и миссионерской работы. Итак, отец Кирилл, глубоко осознавая важность воспитания молодого поколения в традициях православной веры, немало потрудился для этого и оставил самые светлые воспоминания о себе в душах тех детей и молодых людей, которые были знакомы с ним в этот период. Возможно, для многих из тех, кто ещё не был тогда воцерковлен, светлый образ православного священнослужителя связан именно с личностью игумена Кирилла.
В заключение хочу поделиться теми словами, которые на мой взгляд передали мироощущение о. Кирилла, являлись его жизненным кредо. Помнится, описывая свой жизненный выбор и путь, о. Кирилл говорил: «Я самый простой, обыкновенный человек, но я служу Богу!» Думаю, в этой фразе вполне выразилось его внутреннее устремление, в итоге давшее те многочисленные плоды, которые он смог принести, прожив не очень длинную, но яркую и полную жизнь.
Благодарю Бога, что мне посчастливилось работать и общаться с таким неординарным и деятельным, светлым и добрым человеком, как архимандрит Кирилл. Вечная ему память!